#МОСКОНЦЕРТ
+7 (495) 612-00-75
mosconcert@mail.ru Написать нам
Главное управление
Москва, Ленинградский пр-т 30 с 2
+7 (495) 612-51-60 c 10:00 до 19:00
Москонцерт на Пушечной
Москва, Пушечная ул. 4 стр. 2
+7 (495) 621-00-22 c 10:00 до 19:00
Мюзик-Холл
Москва, ул. Каланчевская, 33/12
+7 (495) 612-51-60 c 10:00 до 19:00

Один из тех, кто прославил итальянский театр

13 января 1698 года родился Пьетро Метастазио – прославленный итальянский либреттист и драматург. Поэзией Метастазио увлекся в раннем детстве и уже к 10 годам добился изрядных успехов в искусстве импровизации.


Талантливый ребенок привлёк к себе внимание поэта Гравины, богатого римского адвоката, усыновившего его. Следует отметить, что Гравина оставил свой след в истории изящной словесности именно этим шагом (Стендаль отмечал, что он писал "скуки ради скверные трагедии"; правда, в своё время его литературная известность была довольно широка). Именно Гравина дал своему воспитаннику фамилию Метастазио – это фамилия является ничем иным, как переводом фамилия Трапасси на греческий язык. Усилиями Гравины молодой Метастазио получил отличное образование. Ему же он оставил и своё наследство, избавив его тем самым от материальных забот.

Успех к Метастазио пришёл в 1724 году, после постановки "Покинутой Дидоны", написанной специально для возлюбленной поэта, певицы Марианны Романини. Либретто имело редкий успех: положенное на музыку Доменико Сарро, оно в первый же год привлекло внимание нескольких композиторов, и в дальнейшем – на протяжении всего XVIII в – было "озвучено" ещё пятьдесят раз. "Покинутая Дидона" не была первым опытом поэта, но именно в ней впервые проступили характерные черты его стиля. Особая музыкальность стиха (сочиняя тексты арий, Метастазио собственноручно "проверял" их, кладя на музыку); ясность драматургии, которая уже у предыдущего поколения либреттистов освободилась от венецианской эксцентрики (множества действующих лиц, запутанной интриги, переодеваний, гротескных персонажей) и у Метастазио окончательно приобрела классический вид; тонкая прорисовка характеров, умение проследить каждый оттенок переживания героев, которым Метастазио славился, и которое позволило ему перенести весь интерес драмы в психологическую плоскость, в отличие от той трагедии – или комедии – положений, какой опера нередко бывала до него.

Все либретто Метастазио построены по ясному и сравнительно простому плану. Это трехактные пьесы, при создании которых Метастазио пользовался рядом несложных правил, довольно широко известных (о них говорит Стендаль в "Письмах о Метастазио" и Гольдони в первом томе "Мемуаров"). В каждой драме непременно должно быть шесть героев – обязательно влюбленных. Тремя главными лицами в опере являются примадонна, первое сопрано (кастрат) и тенор – им необходимо спеть по пять арий: aria patetica (печальная), aria di bravura (бравурная), aria parlante (в ровных тонах), полухарактерную арию и aria brillante (блестящую). Существует ещё ряд правил – о них можно прочесть у тех же Гольдони или Стендаля. Сами арии Метастазио строятся по общепринятой в то время схеме da capo, то есть имеется три строфы, причём первая повторяется в качестве третьей. В ариях раскрывается ещё одна грань гения Метастазио: они сжаты, всего 8-12 стихов, но при этом необычайно выразительны.

В своей оперной реформе Метастазио имел как минимум одного знаменитого предшественника – Апостоло Зено, который, по выражению Гольдони, первым напал на мысль, что [строгую] трагедию можно безо всякого ущерба облечь в лирические стихи и что пение никак её не ослабит. Долгое время Зено работал в Вене, куда приехал по приглашению императора Карла VI, в качестве придворного поэта и историографа, создавая оперы для императорского театра. Современные филологи отмечают известную сухость и рассудочность стиля Зено в сравнении с Метастазио. По словам Гольдони, мужественность стиля Зено роднит его с Корнелем, тогда как тонкость и психологизм Метастазио напоминают Расина. Уезжая из Вены, Зено посоветовал пригласить себе на смену Метастазио, в котором видел достойного преемника

Метастазио приехал в Вену в 1729 году. Здесь ему было суждено прожить полвека – вплоть до конца жизни. Все это время за исключением последних лет он непрестанно создавал новые либретто, большинство из которых сразу признавались шедеврами: тесты для опер, ораторий и кантат (последние принадлежат к лучшим образцам его лирики).

Всего Метастазио написал несколько десятков либретто: "Александр в Индии", "Олимпиада", "Милосердие Тита", "Антигон", "Царь-пастух", "Катон в Утике" и т. д. Все они имели европейскую славу: сочинения на его либретто писали такие композиторы, как Вивальди, Гендель, Хассе, Винчи, Глюк, Моцарт, Сальери, Галуппи, Кальдара, Ванхал, Мартин-и-Солер, Мейербер и т. д. Некоторые драмы Метастазио положены на музыку 70-80 раз

Имя Метастазио, вместе с именами Карло Гольдони, Карло Гоцци и Витторио Альфьери, прославило итальянский театр. В отличие от текстов других либреттистов, драмы Метастазио представляют самостоятельную ценность независимо от музыки и входят в число классических произведений итальянской литературы. В этом из прославленных либреттистов с ним может сравниться только Филипп Кино. Новаторство Метастазио – строгая композиция драмы, развернутые речитативы, внимание к психологизму характеров – во многом подготовило почву для оперной реформы Глюка, которая пришлась на последние десятилетия жизни поэта, когда тот практически оставил перо.

Наверх